Основы Аюрведы от Тунеева
АЮРВЕДА.

Вата: холодная, легкая, сухая. Основное качество ваты, которое непосредственно проявляется в конституции человека, - это неравномерность, неуравновешенность, непостоянство. Поэтому говорится, что если вы заполняете какой-то вопросник для определения своей конституции и не можете точно ответить на вопрос, это значит, что у вас конституция вата. В этом случае ставьте плюс на вату.

Питта: горячая, легкая, жирная.

Капха: тяжелая,влажная и холодная. Как проявляется капха и питта в физиологии? Питта делает человека возбужденным и раздражительным. Это специфическое качество питты и капха придает человеку стабильность или надежность.

Все эти три типа конституций различаются по соотношению энергий. То есть это как бы энергетические характеристики человека. Для ваты характерно быстро накапливать энергию, и, получив эту энергию, она так же быстро ее растрачивает и опять остается пустой. Для ваты вообще характерно состояние пустоты. Энергия появляется в ней и выбрасывается взрывами, поэтому вата может бежать только на короткие дистанции, на длинные ее не хватает.
Для питты характерно очень экономное и расчетливое отношение к энергии. Человек с конституцией питта очень расчетлив.

Они тоже любят тратить энергию, но делают это очень экономно, с головой. И наконец, для капхи, как для самой энергоемкой доши прежде всего характерно экономное отношение к энергии. Если капха получает энергию, то она старается ее всячески сохранить, например, поспать побольше. Люди с такой конституцией не любят тратить свою энергию. Они любят держать ее внутри, для себя.
Главный критерий, по которому можно определить свою конституцию,
- это ваше отношение к теплу.

Если вы очень любите тепло, если вы зависимы от тепла, если вам нравится сидеть на солнце, и вы плохо переносите холод, то это значит, что в вас преобладает вата. Это самая холодная и нестабильная доша. То есть люди типа вата очень любят всегда находиться на солнце, в теплых помещениях и ни при каких условиях не переносят холода.

Питта является полной противоположностью этого. Человек с конституцией питта плохо переносит жару и быстро потеет. И наконец, капха самая стабильная и надежная. Она хранит в себе энергию и меньше всего зависит от внешних условий. И хотя сам элемент капхи холодный, тем не менее люди с конституцией капха равнодушны к внешним условиям. Если жарко - им хорошо и если холодно, им тоже хорошо. Это основной критерий, по которому можно без труда определить собственную дошу или по крайней мере доминирующую дошу.

При определении своей конституции нужно всегда помнить, что на самом деле в нас присутствуют все три доши. Никогда не бывает чистой конституции, потому что человек, который состоит только из одной ваты не смог бы существовать. Он улетел бы тут же как воздушный шарик. И наоборот, человек с конституцией чистой капхи провалился бы сквозь землю от тяжести.

Общие характеристики конституций.

Люди с конституцией вата, как правило, худые. Они медленно набирают вес, у них узкие плечи, узкие бедра и хрупкая структура. Но иногда они могут быть толстыми, поскольку мы знаем, что вата - это сочетание эфира и воздуха. Если в организме преобладает эфир, то человек толстый, но пустой внутри. Это достаточно редкий тип. Как правило, люди с конституцией вата худощавые, и такими они остаются в течение всей своей жизни. Другой признак конституции вата в том, что при ходьбе у них обычно хрустят суставы.

Также для ваты характерна сухость, например, сухость кожи. У них обычно сухие волосы, часто курчавые, плохая циркуляция крови, и потому их кожа холодная на ощупь и ясно проглядывают вены. Особенно для людей с конституцией вата характерно отсутствие пота. Они очень трудно потеют. Даже если очень жарко, они почти не потеют, так как весь их пот хранится внутри. Отношение к еде у человека с конституцией вата проявляется в нерегулярности аппетита.

Иногда ему целый день хочется есть, а иногда не хочет есть вообще. Его аппетит появляется каждый раз в разное время, ему свойственна нерегулярность пищевых привычек, склонность к запорам и склонность ударяться в разные крайности. Обычно человек с конституцией вата очень любит пробовать на себе разные диеты. Сегодня он сыроед, завтра он веган, послезавтра просто вегетарианец и т.д.

Таким образом, он все время экспериментирует и ни на чем не может остановиться. Другая характеристика ваты, которая не относится к нам, - это ее привязанность к стимуляторам, таким, как чай, кофе и наркотики. Поскольку вата очень любит тратить энергию, ей постоянно приходится как-то стимулировать себя. Поэтому одно из качеств ваты - привязанность к наркотическим стимуляторам.

Также еще одно очень характерное качество ваты - это чуткий сон. Такой человек все время вертится во сне с одного бока на другой, часто просыпается посреди ночи и при этом сколько бы он ни спал, он никогда не высыпается. То есть для сна у ваты опять же характерна нерегулярность. Когда люди с конституцией вата устают, они могут спать как убитые, но при этом все равно не высыпаются. В целом для ваты свойственна нерегулярность привычек, или переменчивость. Это общая характеристика ваты.

Также одна из характеристик ваты, о которой я еще не упоминал, это темная кожа, но для этого нужно сравнивать себя с людьми своей этнической группы. Не стоит сравнивать себя с неграми и думать, что я белокожий. Нужно делать сравнение с людьми своей группы и смотреть, насколько я темный в отличии от них. Другая характеристика ваты - это жесткие волосы и часто курчавые, как например, у негров.

Питта является промежуточным элементом. Для нее характерно все усредненное. Если брать телосложение, то у человека конституции питта среднее телосложение, и, как правило, довольно гармоничное. Для людей, у которых особая концентрация питты характерны веснушки, рыжие волосы и очень светлая кожа. Другой признак, по которому можно отличить вату от питты, - это склонность к загару. Вата очень легко загарает, и при этом у нее получается очень глубокий загар. А люди с конституцией питта вообще не могут загореть. Они могут целый день сидеть на солнце, пока у них не появятся ожоги, но никакого загара не будет. Что касается волос, то волосы у них обычно мягкие, не курчавые, и, как правило, светлые. Все блондины со светлыми волосами обычно относятся к конституции питты.

Также раннее поседение или раннее облысение является свидетельством того, что в организме активно действует питта. Они не могут переносить жару и легко потеют. У них обильный пот, который резко пахнет.

Что касается отношения к еде, то у людей с конституцией питта очень хороший аппетит, и, как правило, они очень регулярны в своих пищевых привычках. Они любят есть в определенное время, и если еду на десять минут задерживается, то они начинают нервничать, бегать, и питта из них просто вырывается. Если люди конституции вата очень часто страдают запором, нерегулярностью очищения кишечника, то люди с конституцией питта, наоборот, очень часто страдают от растройства желудка, и у них часто бывает жидкий стул.

В отношении эмоций, как мы уже знаем, конституция питта будет проявляться в нетерпении и гневе. Что касается сна, то люди с этой конституцией обычно хорошо и крепко спят. Люди с конституцией вата, как правило, страдают бессонницей, но люди с конституцией питта хорошо засыпают, и им не нужно много спать. Более того, они могут спокойно работать по ночам. Таких людей называют работокоголики - это люди, которые одержимы работой. Ради своей работы они могут не спать несколько ночей подряд и при этом хорошо себя чувствовать. Однако, если вата не поспит одну ночь, то на следующий день у нее все идет комом.

Люди с конституцией капха. Обычно это полные люди, с крупным телосложением. У них тяжелые кости, довольно громоздкая структура. Они
легко полнеют.

Обычно они сохраняют хорошее здоровье только в том случае, если не переедают. В своих пищевых привычках они также регулируемы. Они могут есть очень много, но, как правило, у них нет сильного аппетита, и потому они едят в умеренных количествах. Они легко переносят голод. Более того, иногда им рекомендуется поститься, в то время как для людей с конституцией вата пост противопоказан. Люди с конституцией питта тоже очень тяжело переносят посты, потому что у них играет в теле питта.

Люди с конституцией капха любят долго поспать, сон у них очень глубокий, и сколько бы они ни спали - много или мало - они всегда встают свежими. Они хорошо отдыхают. И наконец, самая главная характеристика капхи - это привязанность к своему положению. Люди с характеристикой капха ничего не любят менять. Особенно они не любят менять свои привычки. Они довольны тем, что имеют. Они очень стабильны во всех отношениях.

Как правило, все люди обладают двойной конституцией. Аюрведа говорит, что есть семь основных типов: вата, капха, питта, капха-вата, капха-питта и питта-вата. Также есть сочетание, где все три доши присутствуют в равновесии, но этот третий тип всречается реже всего и таких людей очень мало. Обычно большая часть людей относятся к двойной конституции, у которых преобладают две доши, а третья - понижена.

Теперь мы перейдём непосредственно к пище. Сначала я буду говорить в
целом о пище и об общих правилах, которые относятся непосредственно к пище. Как я уже несколько раз говорил, Аюрведа делает особый упор на пище, потому что, во-первых, говорится: дживо дживасйа дживанам. Все мы знаем эту строчку из Шримад-Бхагаватам. Эта же строчка также повторяется в Ману-самхите. Каждое живое существо живет за счет жизни других. В Аюрведе процесс питания сравнивается с процессом жертвоприношения.

В древние времена проводились ведические жертвоприношения и разводился священный жертвенный огонь, в который бросали рис и заливали топленое масло. Точно так же и в нашем желудке горит огонь пищеварения, и когда мы едим - это в каком-то смысле священный акт. Мы приносим в жертву другие живые существа на огонь нашего пищеварения и за счет этого поддерживаем нашу жизнь.

В Бхагавад-гите Кришна также говорит, что жизнь во вселенной поддерживается благодаря проведению жертвоприношений. Иначе говоря, наша жизнь основанна на ягье: мы все время приносим что-то огню, который горит в нашем желудке. Поэтому Аюрведа рассматривает процесс питания как священный акт. Более того, говорится, что это нельзя принимать как должное. Такова разница между тем, что говорится в Аюрведе, и тем, что проповедует МакДональс, куда человек просто забегает, быстро поест и бежит дальше.

Как сказано в Аюрведе, основной источник болезней - это токсины,
которые вырабатываются в организме в процессе плохого пищеварения. Если пища плохо усваивается, то в организме накапливаются токсины, которые называются амой. Именно ама является тем основным элементом, с которого начинаются все болезни. То есть по сути дела все болезни начинаются с неправильного пищеварения.

Сначала у человека плохо переваривается пища, в результате этого накапливаются токсины, затем эти токсины распределяются по всему телу, и, в зависимости от конституции, они идут в тот или иной слабый орган, накапливаются там, и у человека появляется раковая опухоль или ортрит.

Раз уж я заговорил об аме, можно перечислить некоторые ее признаки.

Если человек ест что-то, и на следующее утро у него обложен язык, это значит, что пища, которую он съел, плохо переварилась, в результате чего образовалась ама, или токсины. Это первый признак, по которому можно узнать, ели вы вчера или принимали яд. Другой признак в том, что если испражнения у человека имеют очень плохой запах, то это тоже явный признак того, что формируется ама. Если при этом есть какие-то остатки недопереваренной пищи, это также свидетельствует о том, что в организме формируется ама.

Кроме того, если человек постоянно испускает газы, это тоже свидетельствует об аме в организме. Таким образом, судя по
этим признакам, можно сказать, что, фактически, ни у кого сейчас нет хорошего пищеварения. Мы должны срочно предпринять какие-то меры, а иначе в будущем это приведет к очень тяжелым последствиям.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА АЮРВЕДЫ.

Дальше я перечислю правила, которые нужно соблюдать во
время еды. Первое, о чем я хотел бы вас предупредить, - не будьте фанатиками, то есть подходите к этим правилам разумно и, если какое-то из них нельзя выполнить, не ругайтесь на повора. Есть такая тенденция, что когда человек слышит о чем-то, и пока он еще помнит об этом, он пытается строго следовать, но потом через неделю он забывает обо всем, что слышал, и опять все возвращается на круги своя.

Первое правило
очень простое: никогда не ешьте, если вы не чувствуете голод, потому что если вы не чувствуете голод, значит у вас нет огня
пищеварения, а если нет огня пищеварения, то все, что вы съедите, не переварится и в конце концов превратится в яд. По крайней мере, хоть какой-то голод должен быть. Даже если он не сильный, то хотя бы попытайтесь внушить, что у вас есть какой-то голод.

Другое правило: никогда не ешьте, когда вы раздражены, подавлены, или если вы очень утомлены после тяжелой работы, потому что все эти отрицательные эмоции и усталость подавляют огонь пищеварения, и пища, которую человек ест в таком состоянии, будет просто гнить в желудке.

Следующее правило (я не знаю, как это будет совпадать с условиями этого зала): говорится, что есть нужно, обратившись лицом на восток. Но во всяком случае избегайте есть лицом на юг, потому что те, кто ест, сидя в этом направлении, вместо того, чтобы получать энергию от пищи, теряют ее.

Также пища должна быть приготовлена с любовью. Это один из очень важных принципов Аюрведы. Любая пища должна быть приготовлена с любовью, и когда человек ест эту пищу, то он получает эту любовь, и тогда пища легче переваривается. А если вы хотите, чтобы повар готовил вам с любовью, то мой вам совет, все время старайтесь его хвалить.

Я знаю как это бывает, повар старается, старается, а ему за это никто и слова не скажет, но если он что-то плохо приготовит, сразу же все начинают говорить: Ты почему ничего не доварил? Что ты такое наготовил? И в следующий раз он уже не о любви думает, а непонятно о чем. Однако, если его периодически хвалить и говорить: Спасибо, что ты так хорошо все приготовил, - тогда он будет еще больше стараться. То есть ваша судьба в ваших руках. Это было пятое правило.

Следующее правило. Аюрведа говорит, что перед принятием пищи нужно
всегда помолиться, что мы и делаем. В сущности, это правило существует во всех религиях: мусульманстве, христианстве и т.д., потому что везде процесс принятия пищи рассматривается как священный. Просто мы забываем об этом. Смысл нашей молитвы не в том, что мы быстро пробормочем: шарира абидья джал, чтобы поскорее начать есть. На самом деле мы должны понять, что в ней говорится. То есть, прежде чем принять пищу, человек должен настроиться психологически.

Следующее правило непосредственно связано с предыдущим правилом. Оно говорит о том, что нужно с большим уважением относиться к пище, которую мы едим.

Следующее правило относится непосредственно к пище. Пища должна воздействовать на все пять чувств. Она должна красиво выглядеть,
иметь хороший аромат и быть приятна на вкус и на ощупь.

Следующее правило. Аюрведа утверждает, что ни в коем случае
нельзя спать в течение двух часов после еды. Людей со слабым пищеварениям после еды обычно клонит ко сну, и они чувствуют тяжесть. Но этому, тем не менее, нельзя поддаваться, ибо если человек заснет, это значит, что вся энергия от желудка поднимется вверх к голове, и пища будет гнить, из-за чего человек получит отравление.

В таком случае можно немного прогуляться, или, если человек чувствует очень сильную слабость, он может минут пятнадцать, не засыпая, полежать на левом боку. Если он полежит так некоторое время, у него заработает правая ноздря, и он почувствует прилив сил. В любом случае как минимум два часа нельзя спать, потому что в течение первых двух часов у людей с нормальным пищеварением происходит первичное переваривание пищи, после чего пища уходит из желудка в кишечник. Дальше пищеварение проходит более-менее автоматически. Это самый энергоемкий процесс.

Следующее правило. Никогда нельзя есть на ночь кислые продукты и
все продукты, которые так или иначе повышают капху, такие, как дыня, йогурт, кунжут, сыр, творог и мороженое.

Следующее правило. Нельзя есть после захода солнца. Или, если вы
так или иначе не смогли поесть днем, и вам приходится есть после захода
солнца, то по крайней мере нельзя есть в сумерки, когда солнце еще только
садится. Это очень возбуждает вату и очень вредно для организма. Если нужно поесть вечером, то ешьте что-то легкое и ни в коем случае не кислое.

Следующее правило. Нельзя есть стоя.

В соответсвии в Аюрведой, пища делится на легкую и тяжелую. В зависимости от состояния человека и от его конституции, ему рекомендуется либо легкая, либо тяжелая пища. Это не то, что тяжелая всегда плохо, а легкая всегда хорошо. Например, для людей с конституцией вата, тяжелая пища - это неплохо, потому что она позволяет понизить их вату и привести ее в равновесие.

К легкой пище относится рис и маш, а также фрукты по сезону. На самом деле большая часть пищи сама по себе является тяжелой, но ее можно сделать легкой в процессе приготовления. Например, сырые овощи, как правило, относятся к тяжелой пище. Их трудно переваривать. Но если те же самые овощи сварить, то они становятся легче, а если туда правильно добавить пряности, то тогда они становятся еще легче для переваривания.

Рис считается легким и хорошо усваиваемым продуктом. Также
он очень хорош для ума. Но пшеница, в противовес рису, более тяжелая, поэтому рис рекомендуется для людей с конституцией питта и капха, а пшеница - для людей с конституцией вата.

К очень тяжелой пище относится молоко. Но хотя оно тяжелое, его можно сделать легким используя специи. Все виды бобовых также относятся к тяжелой пище. Чтобы бобовые сделать легче, в них нужно класть побольше куркумы, потому что без куркумы вареные бобовые очень сильно отравляют и загрязняют кровь.

Сырые овощи и фрукты также относятся к тяжелой пище. В целом, сырая пища более тяжелая, чем вареная. Кроме того, несвежая пища также становится тяжелой, даже если сначала она была легкой. Поэтому людям, которые страдают проблемами пищеварения, Аюрведа рекомендует есть только свежую пищу.

Теперь несколько общих правил. Никогда нельзя есть одновременно легкую и тяжелую пищу. То есть нельзя есть вчерашние сабджи, смешанные со свежей легкой пищей. Легкая и тяжелая пища очень плохо сочетаются друг с другом. Аюрведа не приводит на этот счет много запрещенных сочетаний, но если говорить в целом, то нельзя сочетать очень горячую пищу с очень холодной или очень острую пищу с холодной, например, какую-нибудь мексиканскую пищу, от которой все во рту горит, с мороженым.

Для людей, которые занимаются сидячим трудом, как большинство из нас,
пища должна быть, в основном, легкой. Поскольку мы не занимаемся физическим трудом, у нас понижена способность к пищеварению. Человек будет очень сильно страдать, если он регулярно употребляет только тяжелую пищу, потому что без физических упражнений он просто не сможет ее переварить.
Интересно упомянуть о том, как Аюрведа относится к луку и чесноку.

Аюрведа, как и все остальные писания, имеет двойственное отношение к
этим продуктам.

С одной стороны, лук и чеснок обладают многими лекарственными свойствами, и есть определенные аюрведические методы лечения болезней, основанные на луке и чесноке, но при этом в ней сказано, что люди, занимающиеся йогой, не должны употреблять эти продукты ни в каком виде.

Для них они хуже смерти, потому что, во-первых, они относятся к категории тамаса и раджаса, и, во-вторых, прабхава этих продуктов, то есть их специфическое действие, заключается в том, что каким-то образом лук и чеснок
очень плохо воздействуют на сознание и закрепляют его на теле. Наше сознание и так очень сильно сосредоточено на теле, а лук и чеснок еще больше cпособствуют этому.

Поэтому употреблять лук и чеснок категорически запрещено тем, кто практикует какие-либо формы йоги. И вообще, ничего хорошего в них нет.

Сейчас я охарактеризую диету для трех конституций. Как я уже сказал,
самое подробное описание диеты для всех трех конституций приведено в этой книге.

Сначала здесь дается общая характеристика каждого из типов пищи, например, я могу вам прочитать, что говорится о фруктах для людей конституции вата: Вата может употреблять большую часть фруктов, поскольку они гармонизуют, очищают и увеличивают количество жидкостей в организме.

Главным исключением из этого правила являются сухофрукты, которые сушат организм и способствуют формированию газов. Они ватогенные, и вата должна их полностью избегать. Однако, как правило, фрукты - слишком легкий продукт, чтобы действительно понизить вышедшую из равновесия высокую вату. Для людей с конституцией вата их нужно употреблять в умеренных количествах, и желательно по сезону. Также для ваты не желательно смешивать фрукты с другими типами пищи.

Люди с конституцией вата не должны жить только на фруктовой диете, за исключением тех случаев, если они живут на Гаваях. Все фрукты содержат завышенный процент элемента эфира. Они увеличивают легкость ваты и мешают людям с этой конституцией развить свою силу воли и т.д.

Фрукты для ваты, которые допустимы, хотя и не очень хорошо действуют на нее, к ним относятся апельсины, бананы, груши, яблоки приготовленные, персики, сливы, абрикосы и гранаты. Более положительный эффект на вату оказывают лимоны, грейпфруты, сладкие сливы, или вымоченный чернослив, черешня, виноград, клубника, малина, ананасы, папайя, манго, финики, инжир.

Далее, фрукты, которые запрещены для ваты - это свежие яблоки. Яблоки влияют на вату не очень хорошо. Ко второй категрии относится дыня. И к третьей категории (то, что полностью запрещено для ваты) - сухофрукты.
Но, можно есть сухофрукты, вымоченные в воде. Тогда они могут быть
полезны для ваты.

В целом на вату хорошо влияет тяжелая пища, но, поскольку у ваты довольно слабый огонь пищеварения, ей бывает трудно справиться с перевариванием такой пищи. Пища может быть тяжелой, но она не должна перегружать огонь пищеварения. Если огонь пищеварения слишком снижен, то для ваты лучше всего придерживаться более легкой диеты.

Молочная каша - это очень тяжелая пища. Особенно если туда добавить сахар, она вообще становится очень тяжелой. А если при этом не будет никаких острых специй, стимулирующих огонь пищеварения, то не удивительно, что вату сразу же начнет клонить ко сну. Утренний завтрак для ваты должен быть легким.
Растительные масла тут тоже описаны. Здесь говорится, кому что хорошо, и я могу зачитать вам общую характеристику растительных масел. Это для ваты: Большая часть растительных масел (к ним относится также гхи) благоприятно действует на вату.

Масло, будучи по своей природе горячим и влажным, является основным ингридиентом в пище, который помогает снизить высокую вату, потому что оно обладает целиком противоположными качествами по сравнению с качествами ваты. С другой стороны, масла очень трудно переваривать, поэтому в некоторых случаях их лучше применять внешне, то есть во время массажа. Люди с конституцией вата легче принимают масла через кожу.

Большая часть растительных масел легкая, и потому они в меньшей степени понижают вату, чем гхи, топленое масло, а также кунжутное масло. И опять в категории положительных масел для ваты первым стоит кокосовое
масло, горчичное масло, арахисовое масло. Вторым - мендалевое масло, оливковое масло, авакадовое масло и сливочное масло.

Лучше всего для ваты кунжутное масло и гхи, то есть чистое топленое масло. Вата должна избегать подсолнечное масло, соевое масло, маргарин и кукурузное масло. Это все относится к первой категории, то есть они плохие, но не очень. Во второй и третьей категории ничего нет, то есть нет таких масел, которые влияют на вату совсем плохо. А хлопковое масло вообще не для людей. Хлопковое масло ядовитое. Из растительных масел полноценными маслами являются масла холодного давления. Масла горячего давления не очень хорошие. Для массажа рекомендуются исключительно масла холодного давления. Особенно сезамовое масло.

Еще я хотел сказать одну вещь. Чем определяется наш вкус? Иногда человек узнает, что он был привязан к тем вещам, которые ему целиком противопоказаны. Этот феномен описан в Аюрведе, где сказано, что, как правило, люди той или иной конституции склонны употреблять именно ту пищу, которая возбуждает их конституцию. Например, люди конституции капха склонны к употреблению тяжелой пищи.

При этом они все распухают, распухают и становятся как три толстяка. Люди с конституцией питта очень часто склонны к острой пище, им нравится острая пища. И точно так же люди с конституцией вата очень часто привязаны к сладкой пище или фруктам или к сырым овощам и салатам. Чисто психологически это объясняется тем, что пища той же самой конституции, что и доша, приводит к опьянению человека.

Она как бы убеждает человека в правильности его собственных отклонений. Как, например, человек с конституцией капха будет любить жирную пищу, и эта пища не будет перевариваться, превращаясь в токсины, и будет действовать на него как наркотик, токсины ведь опьяняют, мы знаем алкоголь тоже токсин в чистом виде. Точно так же человек с конституцией питта будет любить острую пищу, поскольку она дает ему больше энергии, и он становится еще более грубым и раздраженным.

То есть такая пища будет усиливать именно те качества, которые уже есть у человека, и поскольку он считает, что в этих качествах нет ничего плохого, он будет любить эту пищу. Вместо того, чтобы улучшить свои привычки с помощью правильно сбалансированной диеты, он будет еще больше привязываться к таким запрещенным ему продуктам. Да, мы можем доверять своему организму, но в то же время нам нужно понять, что мы находимся в невежестве. Только когда человек, идя по духовному пути, немного просветлится, он начинает понимать, что все это влияние дош, все это плохо, поэтому нужно учиться балансировать свои привычки.

Аюрведа практически полностью запрещает мясную пищу, но в
Ведах делается уступка для людей, привязанных к мясной пище. Аюрведа
тоже рассматривает различные категории мясной пищи, и описывает, что плохо, а что хорошо. Но, строго говоря, Аюрведа целиком отстаивает вегетарианство. По крайней мере она просит не есть коров и свиней, потому что это очень плохо. Потому что свиньи - это очень грязное животное. Мясо свиньи очень плохо сказывается на сознании.

Аюрведа говорит, что более-менее нормальными качествами обладает только мясо диких животных, убитых на охоте. Это как раз то, что позволялось в ведические времена. Таков недостаток всех современных аюрведических книг. Все они в конце концов идут на компромиссы и часто смакуют эти детали. Однако, если взять чисто классические аюрведические тексты, то там очень строго говорится, что мясо есть нельзя.

Психические заболевания непосредственно связаны с чрезмерным
избытком токсинов в организме, но прежде всего они связаны с расстройством ваты, когда ядовитая вата поднимается в мозг и отравляет его.

Это во-первых, а во-вторых, она делает человека более уязвимым для различных тонких живых существ, которые могут в него вселиться, а причина, которой это приписывается - запор. То есть если у человека хронический запор, то в организме накапливается вата, затем она поднимается в мозг и отравляет его. Как правило, люди больные шизофренией и другими опасными психическими заболеваниями, начинают очень безобидно. Все начинается с обычного запора.

Конечно, это слишком упрощенное описание. В Аюрведе есть целый раздел, который посвящен описанию психических заболеваний. Там даже классифицируются различные виды духов, вселяющихся в человека, и различные причины, по которым это происходит. Наверняка это как-то связано с убийством животных, потому что духи убитых животных также могут атаковать своего противника и вселяться в него. Но грубая причина психических заболеваний - это запор.

Если питта выведена из равновесия, то вместо того, чтобы переваривать пищу, она распространяется по всему телу и вылазит у людей в виде прыщей на коже и в виде еще каких-то воспалительных процессов. Более того, она имеет тенденцию быстро выходить из равновесия, и вместо того, чтобы выполнять свою функию, она начинает доставлять проблемы.

Любая доша, которая выходит из равновесия, по сути, становится ядовитой и начинает мешать человеку. Например, вата, как прана, жизненная энергия, дает человеку жизнь, но если она выходит из равновесия, то начинает создавать нам проблемы. Точно также питта, у людей с такой же конституцией, очень легко выходит из равновесия и становится источником проблем. При этом они могут чувствовать жар во всем теле, но только не в желудке. Просто огонь вместо того, чтобы поместиться в желудок, распределяется по всей коже.

Для этого есть один простой аюрведический способ. Если у вас случается такое расстройство, джатар-агни, или расстройство агни, который переваривает пищу, то вы должны понемногу пить горячую воду. Вы должны взять термос, залить туда горячей воды и в течение всего дня пить ее по одному глотку. Тогда выведенный из равновесия огонь опять сконцентрируется в желудке.

В принципе, все эти вещи - это относительные истины и иногда их бывает очень трудно совместить. Иногда одна истина вступает в противоречие с другой. Человек должен иметь голову на плечах, приспосабливаться и смотреть, что для него лучше. Тут нельзя быть фанатиком и соблюдать все многочисленные правила АЮРВЕДЫ, однако основными правилами аюрведы пренебрегать не стоит иначе проблем не избежать.

Общие рекомендации для уравновешивания ваты.

Сохранять тепло. Сохранять спокойствие. Избегать сырой пищи. Избегать холодной пищи. Не находиться на сильном морозе. Употреблять горячую пищу и специи. Придерживаться строгого распорядка дня.

Общие рекомендации для уравновешивания питты

Избегать избытка тепла. Избегать избытка масла. Избегать избытка влаги. Ограничить потребление соли. Есть охлаждающую пишу без специй. Пить холодные (но не ледяные) напитки. Заниматься упражнениями в наиболее прохладную часть дня.

Общие рекомендации для уравновешивания капхи:

Усиленно упражняться. Избегать тяжелой пищи. Поддерживать постоянную активность. Разнообразить режим дня. Избегать молочных продуктов. Избегать сильно охлажденных блюд и напитков. Избегать жирной и влажной пищи. Употреблять легкую, сухую пишу.
Made on
Tilda